Теоретическое

DSC04720.JPG

Теоретические дисциплины призваны воплощать принципы РАЗНОСТОРОННЕГО музыкального образования, способствовать музыкально-эстетическому воспитанию ребёнка, расширению его общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, аналитического и логического мышления, развитию творческих способностей. Различные виды деятельности с привлечением программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий активизируют интеллектуальное и эмоциональное развитие ребёнка, дают более богатое и полное восприятие и осмысление музыкальных явлений.
В программу слушания музыки (1-3 классы) и музыкальной литературы (4-7 классы) входят понятия о направлениях в композиторском творчестве в музыкально-историческом процессе, стилях, жанрах, формах и их взаимосвязях, знакомство с музыкальными произведениями. Главная цель дисциплины - воспитание активного слушателя, способного разобраться в незнакомом произведении.
Сольфеджио - это предмет, в задачи которого входит развитие основных музыкальных способностей (музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память) и воспитание основных навыков (умение воспроизвести мелодию (сольфеджирование), слуховой анализ, запоминание, сочинение, запись нотного текста и т.д.). Приобретение и развитие практических слуховых навыков, необходимо для успешной исполнительской практики учащегося, а также для дальнейшей деятельности, как музыканта – профессионала, так и любителя слушателя.
Сольфеджио традиционно несёт за собой славу предмета сложного и непонятного. Основателем школы И.П.Гейнрихсом была разработана авторская методика преподавания сольфеджио, разработаны учебники, позволяющие проводить занятия с учётом индивидуальных возможностей учащихся. Многолетний опыт работы доказал: принципиально «необучаемых» учащихся практически не существует – каждого, даже самого «сложного» ученика можно научить в соответствии с программными требованиями, в соответствии с его способностями, с учетом индивидуальных особенностей, (разумеется - музыкальное образование невозможно получить, не прилагая для этого определенных усилий как со стороны педагогов, так и со стороны учащихся и их родителей).
Все педагоги отдела имеют высокие квалификационные категории и многолетний опыт работы. Преподаватели отдела ведут активную методическую работу: участвуют в педагогических чтениях, проводят открытые уроки, делятся опытом на курсах повышения квалификации.
Труд педагогов оценён грамотами Управления по Культуре города Москвы, Почётными грамотами и благодарностями Методического кабинета г. Москвы, педагоги имеют звание «Ветеран труда», медали «В память 850-летия Москвы».

Преподавательский состав:

  • Дикарева Лариса Вячеславовна
  • Кувшинникова Ирина Викторовна
  • Степанян Маргарита Львовна
  • Терехина Светлана Геннадьевна
  • Чаплыгина Юлия Валериевна

Изучаемые дисциплины:

  • Сольфеджио
  • Музыкальная литература
  • Слушание музыки
  • Ритмика
  • Элементарная теория музыки

Программы:

  Аннотация к образовательной программе
Программа учебного предмета"Музыкальная литература" ПО.02.УП.03 (предметная область "Теория и история музыки") разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства "Хоровое пение". 
На уроках "Музыкальной литературы" происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки. Содержание учебного предмета также включает изучение мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей мирового искусства и литературы. Уроки "Музыкальной литературы" способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.
Учебный предмет "Музыкальная литература" продолжает образовательно-развивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета "Слушание музыки".
Благодаря полученным теоретическим знаниям и слуховым навыкам, обучающиеся овладевают навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном искусстве, что позволяет использовать полученные знания в исполнительской деятельности.
Срок реализации учебного предмета "Музыкальная литература"составляет 5 лет (с 4 по 8 класс). Музыкальная литература - учебный предмет, который входит в обязательную часть предметной области "Теория и история музыки"; выпускной экзамен по музыкальной литературе является частью итоговой аттестации. 

 Аннотация к образовательной программе 
 Программа учебного предмета"Музыкальная литература" ПО.02.УП.03 (предметная область "Теория и история музыки") разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства "Хоровое пение". На уроках "Музыкальной литературы" происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки. Содержание учебного предмета также включает изучение мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей мирового искусства и литературы. Уроки "Музыкальной литературы" способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке. 
Учебный предмет "Музыкальная литература" продолжает образовательно-развивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета "Слушание музыки". 
Благодаря полученным теоретическим знаниям и слуховым навыкам, обучающиеся овладевают навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном искусстве, что позволяет использовать полученные знания в исполнительской деятельности. 
Срок реализации учебного предмета "Музыкальная литература"составляет 5 лет (с 4 по 8 класс). Музыкальная литература - учебный предмет, который входит в обязательную часть предметной области "Теория и история музыки"; выпускной экзамен по музыкальной литературе является частью итоговой аттестации.  
 Аннотация к образовательной программе 
Предмет "Музыкальная литература" дает возможность значительно обогатить содержание начального музыкального образования, способствует росту общей культуры школьников, содействует их разностороннему развитию, подготавливает к самостоятельному общению с классической музыкой. В процессе изучения предмета учащиеся приобщаются к различным видам творческого труда, совершенствуют свой художественный вкус, учатся слушать музыку избирательно. Занятия музыкальной литературой призваны формировать слушательский интерес подростков, направляя его в сторону большого искусства.
В данном учебном курсе музыка представлена произведениями народного и классического искусства различных жанров, стилей и национальных композиторских школ последних трех столетий. Эти произведения рассматриваются как явления искусства, продукт творческой деятельности музыкантов и конкретной общественно-исторической среды. Усвоение музыки осуществляется при ее прослушивании, разборе, проигрывании и запоминании как в классе, так и в процессе самостоятельной работы обучающихся.
Важной составной частью содержания музыкальной литературы являются знания о музыке из области теории, истории и музыкальной практики. Теоретические знания необходимы для изучения и объяснения музыки, исторические знания важны для понимания исторической и социальной обусловленности музыки, осознания индивидуальных качеств композиторского стиля. Знания из области музыкальной практики помогают ориентироваться в явлениях и процессах современной музыкально-общественной жизни, объяснять и оценивать происходящее в ней.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Предмет "Музыкальная литература" вводится с 4 класса для обучающихся с 7-летним сроком обучения.
В соответствии с учебным планом на предмет "Музыкальная литература" отводится 34 часа в год, из расчета 1 час в неделю. 
Программа составлена на основе программы А.И.Лагутина для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств "Музыкальная литература" НМЦХО - 2002 г.
Аннотация к образовательной программе 
Программа учебного предмета "Ритмика" разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным образовательным программам в области музыкального искусства "Хоровое пение".
Программа учебного предмета "Ритмика" направлена на творческое, эстетическое и духовно-нравстсвенное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта исполнительской практики.
Задачи программы:
- овладение основами музыкальной грамоты
- развитие темпоритмической памяти учащихся
- развитие творческих способностей
- формирование танцевальных умений и навыков в соответствии с программными требованиями
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства
- приобретение опыта творческой деятельности
- овладение духовными культурными ценностями народов мира
- формирование правильной осанки
- приобщение к здоровому образу жизни.
На занятиях по ритмике происходит непосредственное и всестороннее обучение ребенка на основе гармонического сочетания музыкального, двигательного, физического и интеллектуального развития. Уроки ритмики развивают музыкальные способности - слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учащихся, знакомят в доступной форме с теоретическими основами музыкального искусства. Учащиеся получают возможность самовыражения через музыкально-игровую деятельность. Изучение учебного предмета "Ритмика" тесно связано с изучением предметов "Сольфеджио", "Слушание музыки".
В соответствии с действующим учебным планом, занятия ритмикой проводятся в 1 классе в форме групповых занятий 1 раз в неделю.
Аннотация к образовательной программе 
Программа учебного предмета «Слушание музыки» ПО.02.УП.03 (предметная область "Теория и история музыки") разработана на основе с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Хоровое пение».
Предмет «Слушание музыки» направлен на создание предпосылок для творческого, музыкального и личностного развития учащихся, формирование эстетических взглядов на основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия музыкальных произведений, приобретение детьми опыта творческого взаимодействия в коллективе. Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и ориентирована на:
- развитие художественных способностей детей и формирование у обучающихся потребности общения с явлениями музыкального искусства;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, способствующей приобретению навыков музыкально-творческой деятельности;
- формирование комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
«Слушание музыки» находится в непосредственной связи с другими учебными предметами, такими, как «Сольфеджио», «Музыкальная литература» и занимает важное место в системе обучения детей. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области теории и истории музыки, а также необходимым условием в освоении учебных предметов в области музыкального исполнительства.
 Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки» составляет 2 года (со 2 по 3 класс).

 Аннотация к образовательной программе Программа учебного предмета «Слушание музыки» ПО.02.УП.03 (предметная область "Теория и история музыки") разработана на основе с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Хоровое пение». 
Предмет «Слушание музыки» направлен на создание предпосылок для творческого, музыкального и личностного развития учащихся, формирование эстетических взглядов на основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия музыкальных произведений, приобретение детьми опыта творческого взаимодействия в коллективе. Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и ориентирована на: 
- развитие художественных способностей детей и формирование у обучающихся потребности общения с явлениями музыкального искусства; 
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, способствующей приобретению навыков музыкально-творческой деятельности; 
- формирование комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства. 
«Слушание музыки» находится в непосредственной связи с другими учебными предметами, такими, как «Сольфеджио», «Музыкальная литература» и занимает важное место в системе обучения детей. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области теории и истории музыки, а также необходимым условием в освоении учебных предметов в области музыкального исполнительства. 
 Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки» составляет 2 года (со 2 по 3 класс).
Аннотация к образовательной программе
Программа учебного предмета «Сольфеджио» ПО.02.УП.01 (предметная область "Теория и история музыки") разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Хоровое пение».
Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Наряду с другими занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке. Полученные на уроках сольфеджио знания и формируемые умения и навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств.
Срок реализации учебного предмета «Сольфеджио» составляет 8 лет. Срок реализации учебного предмета «Сольфеджио» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.
Сольфеджио является обязательным учебным предметом в детских школах искусств, реализующих программы предпрофессионального обучения, выпускной экзамен по сольфеджио является частью итоговой аттестации.

Аннотация к образовательной программе 
Программа учебного предмета «Сольфеджио» ПО.02.УП.01 (предметная область "Теория и история музыки") разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Хоровое пение». 
Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Наряду с другими занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке. Полученные на уроках сольфеджио знания и формируемые умения и навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств. 
Срок реализации учебного предмета «Сольфеджио» составляет 8 лет. Срок реализации учебного предмета «Сольфеджио» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год. 
Сольфеджио является обязательным учебным предметом в детских школах искусств, реализующих программы предпрофессионального обучения, выпускной экзамен по сольфеджио является частью итоговой аттестации. Аннотация к образовательной программе 
Цель программы - развивать богатое и полное восприятие и осмысление музыкальных явлений, способствовать музыкально-эстетическому воспитанию обучающихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления, творческих способностей.
Задачи программы:
- развитие основных музыкальных способностей (звуковысотного слуха, чувства лада, чувства метроритма, музыкальной памяти, вокально-интонационных навыков), развитие творческих возможностей учащихся
- воспитание основ аналитического мышления, воспитание внутренних связей между восприятием и мышлением, осознания закономерностей организации музыкального языка. 
- формирование практических навыков и умения использовать их в комплексе при анализе или исполнении музыкального произведения, в творческих формах музицирования
- развитие эмоциональной отзывчивости учащихся.
Программа курса сольфеджио включает в себя следующие разделы:
- вокально-интонационные навыки
- сольфеджирование и чтение с листа
- воспитание чувства метроритма
- воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)
- музыкальный диктант
- воспитание творческих навыков
- теоретические сведения.
Гармоничное развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления учащихся в классе сольфеджио может быть осуществлено лишь в том случае, если все формы работы, предусмотренные программой, будут находиться между собой в тесной взаимосвязи. При этом основными, определяющими формами работы в хоровой школе являются вокально-интонационные упражнения.
Программа рассчитана на 5(6)-летний срок обучения для детей в возрасте от 9 лет (с 3 класса).
В соответствии с учебным планом на предмет "Сольфеджио" отводится: 3 класс - 1 час в неделю, с 4 по 7(8) классы - 2 часа два раза в неделю.
Программа составлена на основе программы для детских хоровых школ И.П.Гейнрихса и программы для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования "Сольфеджио" Т.А.Калужской  (СССР, 1984)
 
Аннотация к образовательной программе
Образовательная программа "ЭТМ" является предметом по выбору и дополняет образовательную программу "Сольфеджио".
Занятия проводятся с учащимися 7-8 классов индивидуально по 0,5 часа в неделю. При необходимости возможно объединение учащихся в группы по 2-3 человека (например, для исполнения двух-трехголосного сочинения).
За последние годы на уроках сольфеджио все больше внимания уделяется творческим приемам развития слуха. Главная цель творческих форм работы на уроках сольфеджио - пробудить интерес к глубокому и разностороннему изучению музыки, музыкальной теории, музыкальной литературы и сформировать устойчивую потребность в развитии своих музыкальных способностей. Такие формы работы как гармонизация, элементы композиции, музицирование, а также практическое усвоение материала требуют индивидуального общения с учеником. Индивидуальный подход к способностям ребенка позволяет более полно раскрыть в ученике его личные творческие качества и возможности.
Развитие творческой инициативы в процессе обучения способствует более эмоциональному и вместе с тем осмысленному отношению учащихся к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности каждого их них, вызывает интерес к предмету, что является необходимой предпосылкой для успешного его освоения, помогает в исполнительской практике.
Аннотация к образовательной программе
Образовательная программа "ЭТМ" является предметом по выбору и дополняет образовательную программу "Сольфеджио".
Занятия проводятся с учащимися 4-7 классов индивидуально по 0,5 часа в неделю. При необходимости возможно объединение учащихся в группы по 2-3 человека (например, для исполнения двух-трехголосного сочинения).
За последние годы на уроках сольфеджио все больше внимания уделяется творческим приемам развития слуха. Главная цель творческих форм работы на уроках сольфеджио - пробудить интерес к глубокому и разностороннему изучению музыки, музыкальной теории, музыкальной литературы и сформировать устойчивую потребность в развитии своих музыкальных способностей. Такие формы работы как гармонизация, элементы композиции, музицирование, а также практическое усвоение материала требуют индивидуального общения с учеником. Индивидуальный подход к способностям ребенка позволяет более полно раскрыть в ученике его личные творческие качества и возможности.
Развитие творческой инициативы в процессе обучения способствует более эмоциональному и вместе с тем осмысленному отношению учащихся к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности каждого их них, вызывает интерес к предмету, что является необходимой предпосылкой для успешного его освоения, помогает в исполнительской практике.